Особенности тарифов на железнодорожном транспорте России заключаются в следующих условиях их формирования и использования.
Тарифы распространяются на всю сеть железных дорог нормальной и узкой колеи, находящиеся в ведении Российской железной дорого (РЖД). Базой для расчетов величины тарифов является среднесетевая себестоимость перевозок.
Тарифы дифференцированы по следующим признакам:
· род груза;
· расстояние перевозки;
· скорость доставки;
· размеры (виды) отправок (повагонные, контейнерные, мелкие);
· другие условия.
В таблице 3 отражены факторы, учитываемые при установлении тарифных ставок по родам грузов и скорости их доставки. Местные и специальные тарифы устанавливают для отдельных линий, не включенных в общую сеть железных дорог.
Таблица 3 - Факторы, учитываемые при установлении тарифных ставок
Признак дифференциации
Учитываемые факторы
Примечание
Род груза
Статическая нагрузка вагона
Другие
Связанные с различием затрат на обеспечение перевозки того или иного груза
Скорость доставки груза
Малая скорость
Нормальный тариф
Большая скорость
Тариф повышается приблизительно на 40 %
Исключительные пониженные тарифы (скидка 30…50 %) применяют при перевозке грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении на параллельных направлениях, порожних направлениях следования вагонов, контейнеров и т.д.
Специальный тариф устанавливается также при использовании специализированного ПС, например перевозка автомобилей на двухъярусных платформах или перевозка грузов в рефрижераторных поездах и секциях.
Кроме основного тарифа на железнодорожном транспорте взимаются особые сборы и платы: за подачу и уборку, очистку вагонов, хранение и взвешивание груза, ПРР (погрузочно-разгрузочные работы).
Специальные грузовые тарифы на промышленном железнодорожном транспорте разрабатываются отдельно для каждой организации с учетом индивидуальных издержек на перевозку и обработку груза.
Еще одна специфическая черта российской тарифной системы - масштабное внутреннее перекрестное субсидирование перевозок одних грузов за счет других. Схематично его можно представить так: тариф на перевозку нефтепродуктов существенно выше, чем на перевозку угля на то же расстояние, в результате от перевозок нефти ОАО "РЖД" имеет прибыль, а уголь везет, даже не покрывая всех затрат. В совокупности же деятельность компании остается безубыточной.
Третья особенность наших тарифов - отсутствие у перевозчика прав гибко их регулировать даже в пределах определенного коридора. В результате он не может приспосабливаться к ценовой конъюнктуре товарных рынков. Когда цена на металл, например, растет, а тариф остается неизменным, металлурги получают дополнительную прибыль, а государство - налоги. Зато когда цены на продукцию на рынке начинают снижаться, производители требуют от государства снизить и тарифы, чтобы сохранить достигнутый уровень прибыли. Такая тарифная система - на самом деле мощнейший инструмент государственного макроэкономического регулирования - не позволяет перевозчику грузов развиваться по канонам рыночной компании, в результате ОАО "РЖД" сегодня скорее используется в интересах экономики в целом, а собственными коммерческими интересами руководствуется далеко не в первую очередь.
Похожие статьи:
Расчет показателей графика движения поездов
Техническая скорость – это средняя скорость движения поезда по участку без учета стоянки на промежуточных станциях. Участковая скорость- это средняя скорость движения поезда по участку с учетом стоянок на промежуточных станциях. Определение нормы участковой скорости участка Участковая скорость опре ...
Определение необходимого количества погрузочно-разгрузочных машин
Для переработки тяжеловесных грузов на грузовом дворе принимаем: 1. вариант - козловой кран КК-10, грузоподъемностью 10 тон; 2. вариант мостовой кран, грузоподъемностью 10 тон. Для выгрузки зерна на подъездном пути используем приемный бункер с норией производительностью 350 т/час. Необходимое колич ...
Методы организации технологического процесса ТО автомобилей
В практике работы АТП применяются два метода организации технологического процесса ТО автомобилей, которые определяются в зависимости от числа постов для данного вида ТО и уровня их специализации. Различают метод универсальных и метод специализированных постов. Посты при любом методе могут быть туп ...